проф., д.ф.-м.н. Н.Н. Смирнов, проф., д.ф.-м.н. А.Б. Киселев, с.н.с.,к.ф.-м.н. П.П. Захаров
Человечество ведет активную деятельность по освоению околоземного космического пространства. В 2021 году Россия произвела порядка 20 запусков, а всего в мире -более 100 запусков. Всего за 60 лет освоения космоса было запущено больше 12 тысяч космических аппаратов. На данный момент около 7 тысяч аппаратов находятся на орбите, а около 3 тысяч из них являются неработающими. Помимо крупных пассивных объектов на орбите находятся объекты меньшего размера, образовавшиеся при выводе полезной нагрузки на орбиту (ступени ракет, операционный мусор) и в результате столкновений. Все эти неуправляемые объекты и есть космический мусор, а количество его фрагментов миллионами. Фрагменты космического мусора долгие годы остаются на орбите и представляют опасность для будущих космических запусков и уже действующих аппаратов. Столкновение космического аппарата с космическим мусором с характерными скоростями порядка километров в секунду может привести к сильной поломке или полному разрушению космического аппарата.
В связи с проблемой космического мусора возникает задача механической защиты космических аппаратов от высокоскоростных мелкомасштабных фрагментов. Одной из перспективных схем защиты является сотовая конструкция, представляющая собой несколько слоев газонаполненных сфер. В результате удара кинетическая энергия фрагмента диссипирует по мере взаимодействия со слоями. Для определения эффективных параметров сотовой защиты необходимо провести компьютерное моделирование соударения фрагмента с защитой в широком диапазоне параметров задачи – скорость удара, угол, геометрические параметры сот и параметры материалов.
Такое моделирование является весьма непростым, поскольку необходимо одновременно учитывать различные физико-механические процессы в материалах конструкции - упругопластическое деформирование, плавление, фрагментация, кавитация и прочее. С другой стороны, вычислительная программа и ее численный метод должны обладать необходимой надежностью, вычислительной эффективностью и точностью. Вычислительная программа должна быть параллельной в силу разно-масштабности сотовой конструкции.
В рамках выполнения работ по данной теме сотрудниками кафедры проводится численное моделирование высокоскоростного столкновения фрагмента космического мусора в двумерной осесимметричной постановке. Численный метод, лежащий в основе, вычислительной программы является Эйлеровым конечно-объёмным методом сквозного счета. Аппроксимация численных потоков осуществляется методом С.К. Годунова. Для преодоления вычислительной проблемы, обоснованной разномасштабностью задачи, используются динамические локально-адаптивные сетки. В параллельном расчете с распределенной памятью используется алгоритм балансировки вычислительной нагрузки, который меняет геометрические размеры декомпозиции расчетной области.
проф., д.ф.-м.н. Н.Н. Смирнов, в.н.с., д.ф.-м.н. А.А. Малашин, инженер, к.ф.-м.н. П.А. Дьяков
Применение тросовых систем в космосе является одним из наиболее динамично развивающихся направлений по освоению космического пространства. Это связано, в первую очередь, с широким кругом задач, которые можно решать при помощи тросовых систем без существенных топливных и энергетических затрат. С помощью таких систем возможно выполнять межорбитальное маневрирование, перемещение полезной нагрузки между орбитами или космическими аппаратами, возращение грузов с орбиты на Землю (космическая почта), борьба с космическим мусором, увод отработавших аппаратов с орбиты.
Один из вариантов "уборки" орбиты от космического мусора предполагается следующим образом. На орбите, которую необходимо очистить от мусора, размещается головной спутник – ловушка, на который доставляются «пойманные» на орбите фрагменты мусора. Вниз и вверх от головного спутника выпущены гибкие растяжимые тросы с закрепленными массами на концах (Рис. 6). Подобная конфигурация обеспечивает устойчивое положение системы на орбите. При накоплении достаточного количества частиц мусора, он помещается в капсулу, которая начинает перемещаться от головного спутника к оконечным массам. При достижении концов троса, капсулы с мусором могут накапливаться, увеличивая оконечную массу или же выпускаться на орбиту захоронения, или сбрасываться в атмосферу Земли, где и сгорят (в случае низких орбит).
Сложное движение оконечных масс, нагрузки по тросу и самого троса неизбежно приведет к возникновению нежелательных продольно - поперечных колебаний троса, которые могут привести к нарушениям конфигурации системы - обрывам троса, сильным отклонениям нагрузки и оконечных масс. В рамках исследований сотрудниками кафедры был получен ряд результатов по обеспечению устойчивости функционирования подобных систем, оценке влияния волновых процессов в тросе на общую динамику системы на разных этапах, разработке методологии по моделированию общей динамики системы с учетом волновых процессов в тросе. Полученные результаты могут быть использованы при расчете реальных орбитальных миссий с применением тросовых систем.